26-28 июня 2024 г., Москва, ЦВК "Экспоцентр"

  • English
  • Русский

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, ПРОДУКЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА И МЕТРОПОЛИТЕНОВ

Эксперты на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ обсудили меры по развитию пригородного пассажирского железнодорожного комплекса

В настоящее время федеральные ведомства, руководство регионов, ОАО «РЖД» и пригородные пассажирские компании (ППК) ожидают принятия решений законодательной и исполнительной власти, которые дадут новый мощный импульс развитию отрасли. К такому выводу пришли участники круглого стола «Место пригородных пассажирских железнодорожных перевозок в решении проблем агломераций», состоявшегося в Аналитическом центре при Правительстве РФ.
В настоящее время федеральные ведомства, руководство регионов, ОАО «РЖД» и пригородные пассажирские компании (ППК) ожидают принятия решений законодательной и исполнительной власти, которые дадут новый мощный импульс развитию отрасли. К такому выводу пришли участники круглого стола «Место пригородных пассажирских железнодорожных перевозок в решении проблем агломераций», состоявшегося в Аналитическом центре при Правительстве РФ.
Заместитель руководителя Аналитического центра Светлана Ганеева, открывая круглый стол, отметила, что решение проблем пригородного пассажирского железнодорожного комплекса, накопившихся за долгие годы отсутствия нормативно-правовой базы, возможно только при консолидированной позиции всех заинтересованных сторон.
Главный документ, регулирующий правоотношения между регионами, «РЖД» и операторами (ППК) -  законопроект «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», переработан и внесен в правительство. Как сообщил советник министра транспорта РФ Юрий Елизарьев, в нем предусмотрен ряд положений, которые закрепляют и детализируют новую схему организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. В частности, все железнодорожные маршруты региона будут внесены в реестр Росжелдора, формулы ценообразования, инвестиционные обязательства перевозчика и субсидии властей будут закреплены в договоре на 15 лет. Кроме того, будут урегулированы вопросы организации конкурсов на маршруты, победители которых заключат с регионами соответствующие договоры. Перевозчики будут конкурировать между собой за маршруты регионального транспортного заказа, а на маршруты, не охваченные заказом, может выйти любой перевозчик, соответствующий необходимым условиям.
«Предусмотренные законом долгосрочные соглашения со справедливым распределением рисков между государственным и частными секторами будут привлекательны для банков,  - полагает Юрий Елизарьев. -  Эти договоры позволят перевозчикам закупать новый подвижной состав на привлекаемое финансирование и повышать качество сервиса для пассажиров».
Советник руководителя Федеральной антимонопольной службы Павел Шпилевой сообщил, что совместно с РЖД служба занимается решением вопроса о снижении финансовой нагрузки на пригородные пассажирские компании. Действующая тарифная система требует пересмотра, поскольку не обеспечивает баланс интересов между РЖД, пригородными перевозчиками и регионами. «Регион оказывается конечным звеном в цепочке платежей, которая покрывает все предъявляемые расходы, независимо от реального объема перевозок и ремонтов», - отметил Павел Шпилевой.
ФАС предлагает внедрение новой методики тарифицирования аренды и обслуживания подвижного состава, которая должна стимулировать снижение издержек и повышение эффективности отрасли. Подготовка данной методики осуществлялась в рамках выполнения поручений президента страны Владимира Путина по обеспечению бесперебойного функционирования пригородного железнодорожного транспорта, устойчивого и стабильного развития данной отрасли.
В частности, ФАС предлагает унифицировать тарифы на аренду и техническое обслуживание подвижного состава независимо от региона, а также исключить из тарифов не связанные с пригородными перевозками и накладные расходы моторвагонных депо. Это позволит, по мнению ФАС, снизить расходы ППК и сформировать дополнительные доходы для приобретения нового подвижного состава. Кроме того, новая методика будет способствовать формированию более понятной, транспарентной и справедливой системы взаиморасчетов и тарифообразования, что создаст предпослыки для максимально конструктивного урегулирования многих спорных вопросов между субъектами РФ, ОАО «РЖД» и ППК.
Начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Алексей Белянкин призвал при подготовке методики взвешенно отнестись к пересмотру раздельного учета, так как снижение нагрузки на ППК не всегда означает, что высвобождаемые деньги  обязательно идут на приобретение нового подвижного состава. Принятое решение правительства по обнулению НДС на  услуги ППК дало им дополнительно 9,6 млрд руб в год. Однако эти деньги регионы предпочли использовать на сдерживание тарифа, поэтому следует учесть и этот опыт. «Предлагаются и другие решения для поддержки процесса обновления, в частности, приобретение моторвагонного подвижного состава за счет амортизации, субсидии лизинговым компаниями и производителям, - отметил Белянкин. – Предпочтительные варианты должно принять правительство».
Заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук обратил внимание на то, что одним из важнейших инструментов решения проблем пригородного пассажирского комплекса являются долгосрочные   договоры ППК с регионами. По  его мнению, «это значительно облегчит привлечение средств, обеспечит гарантированный источник финансирования обязательств, связанных с приобретением   подвижного   состава,   его   содержанием   и   текущим   ремонтом». Кроме того, отметил Савчук, «для эффективного обновления парка подвижного  состава, требуются дополнительные меры государственной поддержки, включая увеличение  срока  финансирования  и  лизинга,  обеспечение  связанного  финансирования  закупок  поездов,  привлечение финансирования  с  использованием  средств  пенсионных  фондов». Оказываем широкий спектр услуг в области ремонта окон в СПб Ремонтируем окна стандартной, а также не стандартной конфигурации.
«Государство фактически в первый раз на системной и долгосрочной основе закрыло проблему оплаты инфраструктуры и обнуления НДС, что в совокупности дало для пригорода экономию в 45 млрд рублей в год, - говорит Владимир Савчук. Этому способствовала позиция ОАО «РЖД», которое последовательно поддерживала эти меры при прохождении во всех государственных инстанциях».
Заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Василий Шипилов полагает, что еще один резерв кроется в пересмотре обязательных требований к электричкам, в частности, сроку эксплуатации. Если срок будет меньше, то подвижной состав будет обновляться чаще и соответствовать требованиям по безопасности и условий проезда.
Эксперты обратили особое внимание на то, что интеграция железнодорожных пассажирских перевозок в городскую инфраструктуру крайне необходима с учетом интенсивного развития крупных агломераций. К примеру, на Западе наземные электрички давно уже занимают существенное место в городской транспортной сети мегаполисов, порой играя более заметную роль, чем метрополитен. Президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой, в частности, привел следующие данные: в Берлине и Париже протяженность наземных железнодорожных линий превышает  маршруты подземки практически в два раза. В Вене, которая считается одним из самых удобных городов в мире – почти в 8 раз. Эти показатели несопоставимы с Москвой, хотя первые шаги в этом направлении уже делаются – в прошлом году запущен МЦК. Как показывает опыт ряда ведущих западных стран, система городских железных дорог значительным образом меняет структуру пассажиропотока в агломерациях, разгружая многие линии метрополитена, что дает возможность пассажирам удобнее, быстрее и комфортнее добираться до пунктов назначения.
По словам Владимира Косого, руководство Москвы и Департамент транспорта столицы планируют значительно повысить роль железнодорожного транспорта  при перевозках внутри города, и добиться увеличения объема перевозок электричками в два раза. За счет габаритов вагонов вместимость городской железной дороги больше метрополитеновской в два раза, а провозная способность – в полтора. При этом крайне важно, что развитие наземных железнодорожных линий в 12-20 раз дешевле по сравнению с развитием метрополитена.
Руководитель аналитического блока Управления государственных программ и бюджетирования Аналитического центра при правительстве РФ Алексей Сафонов отметил, что по методике, оценивающей в денежном выражении эффекты, которые дает пригородное железнодорожное сообщение для развития Московского транспортного узла, польза от функционирования пригородных железнодорожных перевозок многократно превышает те субсидии, которые региональные власти тратят на поддержку пригородного сообщения. По словам Сафонова расчеты показали, что, например, исходя из разницы зарплат в Москве и Одинцовском районе Московской области, районный бюджет получает ежегодно 2,5 млрд рублей дополнительно благодаря тому, что жители Одинцова ездят на заработки в Москву – это убедительно доказывает, что затраты на электрички многократно окупаются полученными выгодами. При этом данная методика применима не только к столичной агломерации, но и к российским регионам в целом.
Руслан Лисневский из  Института экономики и транспортной политики ВШЭ подчеркнул, что для городских агломераций ценность железнодорожного транспорта именно  в  мультипликационных эффектах. «Крупные международные спортивные соревнования послужили драйвером развития городских железных дорог. Доступность новых территорий стимулирует инвестиции в различные виды экономики, в  жилищное строительство, в развитие связи и потребления».

Поддержка выставки

  • ОООР ГЭТ
  • Транспортная премия Золотая Колесница
  • Международная ассоциация метро
  • Министерство транспорта РФ
  • Минпромторг РФ
  • Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы
  • Союз пассажиров
  • Московский метрополитен
  • петербургский метрополитен
  • МТПП